Б. и Л.Никитины

Б. и Л.Никитины

Б.П. и Л.А. Никитины – пожалуй, первые советские педагоги-новаторы, благодаря которым тема о методиках раннего развития детей стала популярной в обществе. На фоне довольно-таки косной и заорганизованной педагогики времен СССР, методика Никитиных была поистине революционной и нашла в 60-х – 80-х годах множество заинтересованных сторонников.

Однако, приходится констатировать, что в настоящее время интерес к системе воспитания детей по методу Никитиных в значительной степени угас. Пожалуй, только развивающие игры Никитина Б.П. по-прежнему актуальны среди энтузиастов идей раннего развития. Попробуем разобраться, в чём же здесь причины и какие элементы из методики раннего развития Никитиных могут быть взяты на вооружение современными родителями.

Давайте посмотрим на то, как сформулированы основные принципы системы Никитиных:

  • Акцент на самостоятельность и свободу творчества детей в занятиях. Отсутствие настойчивой опеки взрослых.
  • Закаливание, легкая одежда и спортивная обстановка в доме. Занятия спортом как неотъемлемая часть жизни.
  • Участие родителей в жизни детей – но не как руководителей, а в качестве старших товарищей. Взрослые равноправно участвуют в творчестве, спортивных занятиях, играх детей.
  • При этом, главная функция родителей – не ставить перед ребенком сформулированные ими самими задачи, а помогать развитию, ориентируясь на потребности, самочувствие и проявляемые интересы ребенка.
  • Существует определенное время и определенные условия для наиболее эффективного развития. У каждого человека они свои. Важно «поймать» момент начала проявления способностей, чтобы развивать их – иначе со временем они могут быть необратимо утрачены (принцип НУВЭРС - необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей).

Всё это, безусловно, правильно, но… Самостоятельность, свобода детей, индивидуальный подход к развитию ребенка – это действительно казалось подлинным откровением лишь в условиях тоталитарного общества. Однако, сейчас данные принципы выглядят, скорее, общим местом. Основы методики Никитиных, можно так сказать, вошли в повседневный обиход и представляются чем-то само собой разумеющимся. Отсюда и падение интереса к методике развития по Никитиным, тем более, что в результате демократических преобразований общества появился доступ к огромному количеству ранее малоизвестной информации о методиках раннего развития во всем мире – метод Домана, методика Монтессори, Сесиль Лупан и многое, многое другое.

А вот что касается развивающих игр Б.П.Никитина, то своей актуальности они не утратили до сих пор. Интеллектуальные игры Никитина используются для развития ребенка как в кругу семьи, так и при посещении им развивающих центров. Игры Никитина часто идут в качестве дополнения к другим развивающим методикам, что обеспечивает комплексное развитие. Развивающие игры Никитина нацелены на то, чтобы дать возможность активно мыслить, идти от простого к сложному, развивать логическое и образное мышление, пространственную геометрию, осуществлять творческий подход к решению задач. Важным условием успеха в применении игр Никитиных является непосредственное участие родителей в занятиях с детьми. Это не игра-развлечение, которая покупается, чтобы «избавиться» от ребенка на некоторое время.

В качестве примера рассмотрим одну из наиболее известных игр Никитина «сложи квадрат».

prev-razvivajuschie-igry-nikitina prev-igry-nikitinyh-slogi-kvadrat

Принцип игры напоминает сложение пазла – из отдельных разрозненных частей необходимо сложить нечто целое. Этим целым является каждый из 24 квадратов, входящих в состав игры. Мы видим, что квадраты окрашены в разные цвета, а их способ их нарезки изменяется от простого к сложному. Квадраты разрезаются на составные части и перемешиваются, затем выкладываются на стол. Ребенку предстоит решить несколько задач:

  • рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки (первый квадрат так и остаётся целым). При этом, ребенок учится различать как цвета, так и их оттенки и, значит, развивает цветовое зрение.
  • далее, нужно правильно сложить из каждой кучки кусков свой квадрат. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны на 2 части, затем 8 квадратов составляются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5.
  • когда же ребенок научится складывать все квадраты, то можно заинтересовать его игрой «на время». А если есть несколько комплектов квадратов, то можно устроить соревнование между детьми.
  • Данная развивающая игра вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд - малыши могут решать эти задачки несколько лет. И, как видим, развивающие игры Никитина, при наличии творческого подхода, можно использовать для самых разных сторон развития. О том, как играть с ребенком в ещё одну популярную игру Никитина «сложи узор», Вы можете узнать, посмотрев видео ролик:

    Ниже, в приложении, Вы найдёте игру – кубики и описание к ней. При желании нетрудно даже сделать эти игры Никитина своими руками.

    Дополнительные материалы по методике Никитиных:

    Найти книгу Б.П.Никитина "Развивающие игры"

    Скачать материалы по "Кубикам Никитина":

      Комплект для изготовления кубиков Никитина (574.0 KiB)

    Статья дочери Никитиных Анны Ермаковой о методике развития Никитиных

    1. Сообщение от car4eva:

      Большое спасибо, но я ищу конкретно кубики для всех(вернее схемы для составления разных фигур). Где взять?

    2. Сообщение от Elena:

      Погуглить:)


    Методика чтения Зайцева, обучение по Зайцеву.